Русский Русский Українська Українська

Человек, его трудовой путь и пенсионное дело уникальны...

Пенсионный центр
- юридическая помощь в пенсионных вопросах -

Киев, ул. Михаила Бойчука, 6, оф.21

Харьков, ул.Свободы (Иванова), дом. 7/9, офис 504-505

+38 066 368-65-59
+38 098 040-19-93

 

Пенсия внутренне перемещенным лицам

По вопросу законности прекращения выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам

Беспрепятственный доступ к пенсионным выплатам остается одной из главных проблем как для граждан, проживающих на временно неподконтрольной территории Украины, так и для внутренне перемещенных лиц. Сейчас все чаще органы Пенсионного фонда прекращают выплату пенсий лицам ввиду новых оснований, не предусмотренных законами о пенсионном обеспечении, но содержащихся в подзаконных актах. В частности, органы Пенсионного фонда оперируют такими основаниями, как отсутствие лица по месту жительства, осуществление проверки места фактического проживания лица и другие подобные варианты. В связи с этим большинство пенсионеров стали обращаться в суд для защиты своих прав, считая, что действия органов Пенсионного фонда являются неправомерными. Поэтому возникает необходимость в выяснении таких ситуаций вопроса – на чьей стороне правда?

Сразу следует указать, что любой человек в старости имеет неотъемлемое право на социальную защиту, в том числе на обеспечение. Такое обеспечение может заключаться в получении лицом пенсионных выплат и социальных услуг. С целью обеспечения таких прав украинский законодатель разработал немало нормативно-правовых актов, которыми определяются условия и порядок пенсионного обеспечения. Более того, законодателем было отмечено, что только законами о пенсионном обеспечении могут определяться вышеуказанные правоотношения. Это означает, что ни один подзаконный акт не может определять порядок выплаты пенсий, вызывать отношения о прекращении выплаты пенсий или указывать на размер пенсии.

Анализируя пенсионные правоотношения, в частности, ситуации с прекращением выплаты пенсий лицам, в том числе и внутренне перемещенным, использовать следует положения Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон) в качестве главного акта, определяющего принципы, основания, механизмы назначения, перерасчета и выплаты пенсий. Статья 49 настоящего Закона определяет перечень оснований, по которым выплата пенсии может быть прекращена. К ним относятся следующие:

  • если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;
  • в случае смерти пенсионера;
  • при неполучении назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

Данный перечень является исчерпывающим, что делает невозможным его расширенное толкование и означает отсутствие каких-либо соответствующих положений в подзаконных нормативно-правовых актах. Однако в противовес настоящему в Украине действует Постановление Кабинета Министров «О некоторых вопросах осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам». Данное Постановление устанавливает пять дополнительных оснований для прекращения социальных выплат, к которым, в частности, можно отнести: установление факта отсутствия внутренне перемещенного лица по фактическому месту проживания, получение информации от Госпогранслужбы, МВД, СБУ и других органов соответствующей информации и прочее. Такими положениями достаточно часто в последнее время органы Пенсионного фонда обосновывают прекращения выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам. Однако такие действия не соответствуют статье 49 Закона, а поэтому можно говорить о нарушении органами Пенсионного фонда пенсионного законодательства.

К такому же выводу пришел в своем решении от 3 мая 2018 года Верховный Суд Украины. Судом был констатирован факт нарушения права истца, имеющего статус внутренне перемещенного лица, на получение пенсии. Истцу была приостановлена выплата пенсии в связи с проведением верификации по спискам СБУ на основании проверки места фактического проживания, однако Суд отметил, что такое основание не предусмотрено Законом «О пенсионном обеспечении», а, следовательно, прекращение выплаты пенсии является незаконным.

Кроме того, анализируя решение Конституционного Суда Украины от 7 октября 2009 года № 25-рп/2009 и дело Европейского суда по правам человека «Пичкур против Украины», которые интерпретируют право на получение пенсии, Суд указал, что в этих решениях применен подход, согласно которому право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека. Данное утверждение распространяется не только на граждан, покинувших свое постоянное место жительства и перебравшихся в другую страну, а также на внутренне перемещенных лиц, постоянно проживающих на неподконтрольной правительству Украины территории. Исходя из конституционных принципов, государство обязано гарантировать право на получение пенсии независимо от того, где проживает лицо, которому назначена пенсия – в Украине или за ее пределами.

Одно из основных утверждений Суда касалось определения в Постановлении Кабинета Министров «О некоторых вопросах осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам», устанавливающего дополнительные основания для прекращения социальных выплат, таким, которое ограничивает установленное законодательством право на получение пенсии. Мотивацией этого вывода являлся тот факт, что данное постановление относится к подзаконным нормативно-правовым актам, которые, как указывалось ранее, не могут устанавливать порядок выплаты пенсий. Более того, внутренне перемещенные лица, несмотря на их статус, вынуждены осуществлять дополнительные действия, не предусмотренные законами о пенсионном обеспечении, например идентификацию личности, предоставление заявления о восстановлении выплаты пенсии, которая была приостановлена ​​без законных на то оснований. В результате таких действий возникает своеобразная дискриминация и нарушение принципа равенства граждан перед законом.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что данное решение Верховного Суда Украины будет иметь важнейшее значение с той точки зрения, что оно в точности определило факт нарушения органами Пенсионного фонда прекращения выплат пенсий внутренне перемещенным лицам. Поэтому в аналогичных ситуациях настоятельно рекомендуется ссылаться на него для обеспечения законности в вопросах возобновления пенсионных выплат.


Отзывы наших клиентов