Русский Русский Українська Українська

Человек, его трудовой путь и пенсионное дело уникальны...

Пенсионный центр
- юридическая помощь в пенсионных вопросах -

Киев, ул. Михаила Бойчука, 6, оф.21

Харьков, ул.Свободы (Иванова), дом. 7/9, офис 504-505

+38 066 368-65-59
+38 098 040-19-93

 

Оформление льготной пенсии с зоны АТО

Документы, выданные органами, расположенными на временно оккупированных территориях, должны признаваться, если их непризнание влечет за собой серьезные нарушения или ограничения прав граждан, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для нарушения прав граждан.

Зачастую вынужденные переселенцы с востока Украины сталкиваются с большим количеством бюрократических камней в случае оформления досрочной пенсии на льготных условиях, поскольку возникают трудности в связи с необходимостью подтверждения справками периодов работы в тяжелых или особо тяжелых условиях труда. Однако из-за расположения данных объектов на временно оккупированных территориях люди вынуждены получать документы с печатями непризнанных республик.

В частности, при подаче документов с приложением всех необходимых справок на получение пенсии в органах Пенсионного фонда должностные лица отказывают в приеме тех периодов, которые подтверждены справками с оккупированных регионов. То есть человек, например, отработал с 1980 по 1990 год на шахте и должен выйти на пенсию на льготных условиях в 50 лет, он прилагает справку, которую смог получить, однако ему отказывают в приеме этого периода и, соответственно, в начислении пенсии.

С похожей проблемой столкнулся в мае 2017 года гражданин, обратившийся в Пенсионный фонд Украины в г. Северодонецке для получения пенсии. Период его работы не был засчитан из-за подтверждения его справкой оккупационной власти, поэтому он обратился с иском в суд, где просил обязать ответчика назначить пенсию на льготных условиях со снижением возраста, учитывая льготный стаж.

Как указано в тексте Закона № 1788-XII, а именно в п. «а» ч. 1 ст. 13, условием для получения пенсии на льготных условиях согласно Списку № 1 является достижение 50-летнего возраста для мужчин при стаже работы не менее 25 лет. Поэтому было необходимо зачислить период работы на шахте «Луганская» п/о «Стахануголь» за период с 27.11.1979 по 28.08.1981 г., с 24.08.1988 по 23.06.1991 г.

Также пунктом 3 Порядка № 383 утвержден Порядок зачисления стажа работы до 21.08.1992 г., а именно для подтверждения соответствующих условий труда (тяжелых или особо тяжелых) необходимо предоставить справку с предприятия о наличии таких условий при трудоустройстве.

Поэтому, проанализировав вышеперечисленные нормы, следует логический вывод, что для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение, в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона № 1788-XII, необходимо нахождение лица в должности или выполнение им работ, содержащиеся в Списке № 1, с учетом проведенной аттестации рабочих мест за время выполнения работы после 21.08.1992 г., а также документальное подтверждение занятости работника по соответствующей профессии согласно результатам аттестации условий труда, которое заключается в наличии результатов аттестации соответствующего рабочего места по условиям труда после 21.08.1992 г.

Поскольку вышеупомянутая шахта находится на временно оккупированной территории, истец вынужден был обратиться в органы власти непризнанной республики для получения информации.

Но Пенсионным фондом Украины не были приняты во внимание справки о подтверждении имеющегося трудового стажа, по той причине, что они выданы на временно оккупированной территории и не имеют юридической силы.

Однако противоречивые действия Пенсионного фонда были расценены как неправомерные, поскольку касательно аналогичной ситуации существует правовое заключение, изложенное в постановлении Верхового Суда от 31.10.2019 г. по делу № 711/10426/16. В нем идет речь о том, что справки и другие документы, выданные на временно оккупированных территориях, должны признаваться при условии, если их непризнание влечет за собой серьезные ограничения прав или нарушение прав граждан. Поскольку тот факт, что они выданы на оккупированной территории, не может быть основанием для нарушения прав граждан Украины на пенсионное обеспечение, что соответствует правоприменительной практике в части применения так называемых «намибийских исключений» Международного суда ООН.

Так, в ходе судебного разбирательства суд верно применил нормы материального и процессуального законодательства и, использовав правовые заключения Верховного Суда, по кассационной жалобе Главному пенсионному фонду отказал.


Отзывы наших клиентов