Русский Русский Українська Українська

Человек, его трудовой путь и пенсионное дело уникальны...

Пенсионный центр
- юридическая помощь в пенсионных вопросах -

Киев, ул. Михаила Бойчука, 6, оф.21

Харьков, ул.Свободы (Иванова) 7/9,
офис 504-505

+38 066 368-65-59
+38 098 040-19-93

 

Пенсия в зоне АТО. Решение ЕСПЧ

Вопрос пенсионного и социального обеспечения лиц, проживающих на временно оккупированной территории, не теряет свой актуальности. В связи с приостановлением подобных выплат таким лицам ведутся судебные разбирательства на всех уровнях, в том числе и на международном.

Так, 19 ноября 2020 года Европейским судом по правам человека была рассмотрена жалоба граждан Украины, до сегодняшнего дня проживающих в оккупированном Луганске.

Основанием спора стало постановление Кабинета Министров Украины № 595, которым был утвержден Временный порядок финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей. Этим порядком были прекращены выплаты на не подконтрольных правительству территориях и предоставлена возможность получения гражданами пенсионных и социальных выплат в случае перемещения.

В связи с указанным несколько человек подало иски в суд для обжалования предписаний порядка. Суды признали отдельные статьи Временного порядка неправомерными и недействительными со дня принятия решения судом первой инстанции, которое апелляционный суд признал правомерным.

По мнению истцов, отмена данной спорной нормы автоматически обязывала государство восстановить все приостановленные выплаты. В свою очередь, правительство Украины только отменило указанные в решении суда статьи порядка.

Все национальные суды не согласились с доводами истцов, что и стало основанием для обращения в ЕСПЧ.

Заявители просили ЕСПЧ признать нарушение украинскими судами прав на мирное владение имуществом, на справедливый суд и на эффективный способ правовой защиты.

ЕСПЧ, проанализировав аргументы обеих сторон, постановил, что правительством было исполнено судебное решение, поскольку суды удовлетворили исключительно требования о признании неправомерными статей постановления правительства, в то время как в требовании о возобновлении выплат было отказано.

ЕСПЧ отметил, что заявители не реализовали все национальные средства правовой защиты. Суд указал: «Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что решение Окружного административного суда Киева от 11 февраля 2015 года в его нынешней редакции не подлежит исполнению в той форме, в которой заявители заявляют. В частности, из вышеприведенного решения не следует, что заявителям должна была быть выплачена какая-либо денежная компенсация. Если их жалобы на нарушение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции можно было бы истолковать как жалобы на невыплату пенсий и других выплат по социальному обеспечению, заявители должны были подать отдельные иски в этом отношении, как было рекомендовано национальными властями. Суд отмечает в этой связи, что из формулировки рассматриваемого заявления неясно, как Кабинет Министров предусмотрел возможную выплату данных сумм. В частности, как отмечалось выше, такие выплаты могли быть предписаны последующими судебными решениями в случаях, возбужденных после признания недействительной статьи 2 Временного постановления».

Таким образом, нельзя утверждать, что ЕСПЧ признал отсутствие права жителей оккупированных территорий на выплату им пенсий или других социальных выплат. Суд признал поданные жалобы неприемлемыми, поскольку заявители не обратились с отдельными исками о невыплате пенсий или других социальных пособий. Вопрос права на пенсию и другие социальные пособия лиц, проживающих на временно оккупированной территории, ЕСПЧ не рассматривал.


Отзывы наших клиентов