Русский Русский Українська Українська

Человек, его трудовой путь и пенсионное дело уникальны...

Пенсионный центр
- юридическая помощь в пенсионных вопросах -

Киев, ул. Михаила Бойчука, 6, оф.21

Харьков, ул.Свободы (Иванова), дом. 7/9, офис 504-505

+38 066 368-65-59
+38 098 040-19-93

 

Дело - Фабиан против Венгрии

Выплата пенсий работающим госслужащим: оценка Евросуда

15 декабря 2016 года Европейский суд по правам человека в деле «Фабиан против Венгрии» № 78117/13, пришел к выводу, что отказ государства в выплате пенсии, работающему на госслужбе пенсионеру, нарушает Конвенцию Международной организации Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г. в совмещении с Протоколом  к Конвенции «О защите прав человека  и основных свобод» № 1 от 20.03.1952 г.

Конвенция и Протоколы были подписаны Украиной 9 ноября 1995 года и  ратифицированы Законом Украины от 17.07.1997 № 475/97-ВР.

Согласно статьи 14 Конвенции, пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Положения статья 1 Протокола № 1 к Конвенции указывает на то, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Обращению в Европейский суд, гражданина Венгрии, способствовала поправка к Закону о пенсии, согласно которой, выплата пенсии по возрасту гражданам, которые одновременно получают пенсию и  занимают определенные должности в государственном секторе, была приостановлена на срок их пребывания на этих должностях. Это ограничение не распространялось на тех, кто работает в частном секторе. Согласно новому правилу, пенсия заявителю была приостановлена, а обращение к национальным органам не принесло результатов.

Позиция заявителя была обоснована тем, что такое ограничение является признаком дискриминации, так как выплаты пенсии были приостановлены только работающим на госслужбе, что недопустимо согласно статьи 14 Конвенции, и необоснованным посягательством на его право собственности – пенсию, что недопустимо согласно статьи 1 Протокола № 1. По мнению заявителя, количество граждан, которые пострадали от вышеупомянутой поправки, составляет лишь небольшую часть общего числа пенсионеров в Венгрии, что превышает два миллиона. Любая экономия, полученная путем лишения выплат пенсии такой небольшой группы населения, не может существенно сократить размер государственного долга или влиять на избежание процедуры сверхмерного дефицита. В тоже время, заявитель терял около половины своего дохода, что  очень тяжело переживал. Кроме того, поправка на момент вступления в силу, ограничивала право, которое заявитель уже успел реализовать после достижения пенсионного возраста.

Позиция представителя страны о необходимости запрета на двойную компенсацию (пенсия + зарплата госслужащим) в целях экономии средств бюджета и утверждения о том, что вмешательство касательно права заявителя, предусмотренного статьей 1 Протокола № 1, было произведено с целью службы интересам общества, было необходимым и пропорциональным,  а также таким, что не являлось для заявителя крайней тяжелым, не стали объективным и разумным оправданием такого ограничения.

Применение данного решения Евросуда к правоотношениям в Украине, на сегодняшний день, есть более чем актуальным. Так, в Украине с 1 апреля 2015 года, выплаты пенсий назначенных по спецзаконам, а также пенсии по возрасту и инвалидности, кроме исключений, в период работы граждан, на должностях, которые дают право на получения пенсий согласно спецзаконам («О прокуратуре», «О государственной службе», «О статусе народного депутата Украины»), приостановлены. Исключения становят: инвалиды I и II групп, инвалиды войны III группы и участники боевых действий, лица, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты». При условии ухода с определенной Законом должности, выплата пенсии будет продолжаться. Сложилась правовая ситуация, когда граждане оказались перед выбором: остаться работающим или пенсионером, что в условиях нынешнего времени, однозначно будет иметь последствия для материального обеспечения. 

Стоит отметить, что с 1 июня 2015 года, нормы пенсионного обеспечения по спецзаконам не применяются. Пенсии назначаются согласно одного общего закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». То есть, с 01.06.2015 работа на определенных должностях уже не дает право на получении пенсии по спецзаконам, однако ограничение осталось и было продлено до декабря 2016 года.

В данном случае, работающие пенсионеры начали обращаться в суд за восстановлением своего права на пенсионное обеспечение.

Необходимо подчеркнуть, что право на пенсию – социальное обеспечение, гарантируется Конституцией. В статье 46 Конституции Украины четко прописано, что граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Практика Высшего административного суда Украины по этому вопросу не однозначна. Есть решение принятые в пользу пенсионеров, есть другие решение, которые подтверждают правомерность действий Пенсионного фонда в приостановлении выплаты пенсии.

Решение Верховного суда Украины подтверждает позицию судов, которые выносили решения в пользу истца по восстановлению выплаты пенсии.

Согласно Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколы, практику Европейского суда по правам человека, как источник права.

В результате всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что у граждан Украины есть необходимость и целесообразность использовать решение Европейского суда по правам человека «Фабиан против Венгрии» № 78117/13, при обращении в национальный суд по восстановлению права на  пенсию, как работающим на государственной службе пенсионерам.


Дело Ширмер

Дело Ширмер

Адвокат нашей компании выиграл дело клиентки в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). В 2005 году, тогда еще не нашей клиентке, была назначена пенсия по возрасту. По прохождению некоторог..

Дата создания: 26.03.2019 | Дата изменения: 26.03.2019


Отзывы наших клиентов